Гусеничные экскаваторы: виды и применение
Как называется машина с ковшом на гусеницах – ответит любой ребёнок. Экскаватор настолько популярен, что не нуждается в представлении. Почему эта машина должна быть в вашем автопарке, читайте далее.
Область применения
Сразу в ряде отраслей экскаватор стал незаменимым помощником:
- в строительстве он ведёт разработку котлованов и обустраивает траншеи для коммуникаций;
- осуществляет погрузочно-разгрузочные манипуляции с сыпучими материалами;
- участвует в сносе или перемещении конструкций;
- при дорожном строительстве формирует кюветы и насыпи;
- во время аварийных работ разгребает завалы или формирует рвы и траншеи в борьбе с пожарами;
- разрабатывает скалистые грунты или рыхлит промёрзшие слои почвы;
- расчищает от ила и загрязнений водоёмы.
Машина выполняет одинаково широкий спектр задач в строительстве, сельском хозяйстве, коммунальной сфере, лесозаготовительной и горнодобывающей отраслях.
Преимущества гусеничных экскаваторов
В сравнении с экскаваторами на колёсной базе гусеничные машины имеют ряд преимуществ:
- более высокий ресурс и возможность работать со значительными нагрузками при меньшем расходе горючего,
- хорошая проходимость в условиях бездорожья,
- большой выбор дополнительного навесного оборудования под разные задачи,
- нет ограничения для передвижения по всем видам дорог,
- меньший риск опрокидывания во время работы на наклонных и сложных поверхностях,
- несложное ТО и ремонт.
Из минусов отметим невысокую скорость передвижения и ограниченную маневренность во время работ.
Классификация гусеничных экскаваторов
Разграничить вид машин можно так:
Предназначение гусеничного экскаватора
В зависимости от выполняемых задач:
- строительный,
- карьерный,
- траншейный,
- вскрышной,
- подземный.
Сколько гусениц у экскаватора
Гусеницы помогают машине передвигаться по местности. Количество зависит от вида техники – их может быть две, четыре или восемь. Гусеничная лента бывает разной ширины и длины. Машина с большим количеством гусениц отличается большей устойчивостью. На этот показатель влияет и ширина гусениц. Гусеничная цепь может состоять из разного количества звеньев: от 43 до 53 штук.
Какие бывают приводы у гусеничных экскаваторов
4-х типа приводов гусеничного экскаватора:
- дизельный,
- электрический,
- гидравлический,
- комбинированный.
Последний тип привода используется чаще всего.
Принцип работы
- циклическое действие: классический вариант, когда машина не передвигается в ходе работы и оперирует одним ковшом;
- непрерывное действия: машина оперирует сразу несколькими ковшами, востребована на участках, где требуется высокая производительность работ.
Технические характеристики гусеничных экскаваторов
При выборе экскаватора следует обратить внимание на ряд ключевых технических характеристик. Это:
- конструкция и объём ковша,
- полезная мощность,
- снаряжённая масса,
- скорость передвижения,
- мощность двигателя,
- габариты,
- глубина копания.
Кроме этих пунктов и отличий моделей у разных производителей, все гусеничные экскаваторы можно классифицировать по группе характеристик:
Количество ковшей
Одноковшовый экскаватор – универсальный вариант для погрузочных работ. Если требуется вырыть траншеи и котлованы, задействуют многоковшовые модели.
Форма ковша
Строительный ковш более прочный и вместительный по объёму, зато ковш-лопата может во время забора грунта разворачиваться.
Тип шасси
Вместо нормального стандартного типа шасси в условиях бездорожья используют уширеннно-удлинённое для большей устойчивости и проходимости.
Тип двигателя
Дизельный двигатель более мощный по сравнению с электрическим, который используют на машинах при работе в закрытом пространстве или туннеле.
Привод рабочего органа
Стандартный механический привод прост и надёжен в работе, а гидравлический позволяет выполнять два действия одновременно.
Рабочий инструмент
В зависимости от рабочих задач на поворотной рукояти устанавливают: ковш, гидромолот, зубы-рыхлители, брёвнозахваты, гидроножницы, челюсти, мачты или крюки.
Гусеничная ходовая часть
В ходовую часть гусеничного экскаватора входит несколько узлов. Вместо колёс функционирует опорный каток. Поддерживающий каток предотвращает провисание ленты. Сборная лента состоит из траков, грунтозацепов и башмаков. Ленту приводит в движение ведущая звёздочка, а направляющее колесо – ленивец – регулирует степень её натяжения.
Работа всех узлов обеспечивает передвижение гусениц по самым разным типам грунта, включая труднопроходимые.