Самосвалы: виды и назначение, сфера применения
Что такое самосвал?
Это грузовой автомобиль со способностью самостоятельно разгружаться за счёт поднятия кузова.
История создания и сфера применения
История началась в начале прошлого века, когда братья Франц и Лоренц Мейллеры решили ускорить процесс ручной разгрузки обычной телеги. Но в Германии телеги уже активно заменял автотранспорт, и в 1904 году братья сконструировали первый механизм для опрокидывания кузова – лебёдку на ручном приводе.
Наш первый отечественный самосвал сошёл с конвейера Ярославского автозавода. Кузов был деревянный, автомобиль мог перевозить 3,5 тонны грузов со скоростью 40 км/час.
Вместо подъёмного механизма был деревянный лист, край которого поднимали краном, высыпая груз из кузова. Позже добавили гидравлический привод. Для разгрузки машина разгонялась на заднем ходу и резко тормозила, чтобы кузов по инерции поднимался.
Спустя 100 лет самосвалом стало возможно управлять дистанционно.
Области использования самосвалов
Вам требуется переместить большой объём грузов – значит, без самосвала точно не обойтись.
Сферы применения:
- транспортировка стройматериалов и вывоз демонтированного материала и мусора;
- вывоз излишков грунта и растительного слоя;
- сельхозработы – уборка урожая, перевозка удобрений, заготовка кормов;
- работы по мелиорации;
- разработка карьерным способом месторождений полезных ископаемых;
- доставка грузов на горнодобывающие предприятия;
- работы в городской коммунальной сфере – вывоз снега, мусора.
Виды самосвалов
В зависимости от ряда технических характеристиксамосвалы разделили на несколько групп:
- Самосвал с укороченным шасси средней грузоподъёмности. Обладает хорошей манёвренностью, работает без прицепа. Высокая герметичность кузова за счёт только задней односторонней разгрузки. Недостаточная устойчивость при плохом дорожном сцеплении.
- Самосвал средней грузоподъёмности и постоянной эксплуатации с прицепом. Проходимость ограничена, поэтому не используют на грунтовых дорогах. На самосвал-тягач ставят более мощный мотор. Для прицепа нужна дополнительная гидравлическая система для разгрузки, поэтому стоимость автомобиля высока. Оба кузова с разгрузкой на две боковые стороны.
- Машина, работающая с прицепом и без, популярна в сельхозработах. Перевозят сыпучие грузы и удобрения, используют тенты. Пригоден для перевозки животных. Разгрузка с любой из сторон кузова. Проходимость невысокая.
- Самосвал-вездеход с возможностью работать с прицепом. Благодаря колёсной формуле 4х4, 6х6 и 8х8 работает в условиях бездорожья и межсезонья. Запас прочности повышен, а значит, и стоимость выше.
- Строительный самосвал с большой грузоподъёмностью с колёсной формулой 4х2, 6х4 и 8х4. Используется на больших стройках и карьерах. Ограничен в передвижении по дорогам общего пользования.
- Самосвал большой грузоподъёмности с более мощным двигателем и усиленным шасси для работы в качестве автопоезда. Имеет боковую разгрузку. Есть ограничения на перемещение по дорогам. Преодолевает лишь небольшие расстояния.
- Карьерный самосвал особо высокой грузоподъёмности отличается от других конструкцией, поэтому высок в цене. Не допускается на дороги общего пользования.
Ключевые характеристики самосвалов
Знание ключевых параметров поможет точно подобрать вид техники в соответствие с вашими задачами.
Тип грузоподъёмности
- Малый, до 2 т
- Средний, до 6 т
- Большой, до 14 т
- Особо большой, свыше 14 т.
Тип разгрузки
- Самоопрокидывание при поднятии кузова
- Принудительный подъём платформы телескопическим подъёмником
- Сталкивание груза подвижным щитом
- Кузов-бункер с наклонным полом и естественным высыпанием груза
- Кузов-бункер с пневморазгрузкой
- Платформа с конвейерным полом для смещения груза к краю кузова
- Полусамосвал (прицеп) с изменением угла наклона стационарным краном.
Направление выгрузки
- Назад
- Вбок
- Двусторонняя
- Универсальная.
Тип подвижного состава
- Одиночный без прицепа
- Автопоезд с одним или несколькими прицепами
- Самосвал-полуприцеп
- Самосвал-прицеп.
Способ агрегатирования
- Прицепные тележки
- Сочленённые автовозы.
Форма кузова
- Прямоугольная
Традиционный вариант и использованием максимума полезного объёма. Из плюсов: низкий центр тяжести и хорошая устойчивость. Из минусов: недостаточная очистка в стыках и углах кузова.
- Полуэллиптическая
Без углов, быстро самоочищается, грузы не скапливаются в стыках, выгрузка идёт легко. Подходит для транспортировки растворов. Из минусов: небольшой полезный объём и высокий центр тяжести.
- Корытообразная
С полукруглым сечением, легко очищается и имеет достаточный полезный объём.
- Ковшовая
Не имеет открывающихся бортов. Цельный герметичный кузов расширяется к задней части, что помогает опрокидыванию при разгрузке. Из минусов: нужен большой угол наклона, чтобы весь груз “сполз”.
- Совковая
Встречается у карьерных самосвалов. Толстая сталь в такой конструкции защищает кузов от повреждений о твёрдые породы и острые края камней.
H2 – Конструктивные особенности самосвалов
В конструкции выделяют три важных узла:
- шасси,
- рабочую установку, включающую платформу и механизм опрокидывания,
- надрамник.
Для шасси выбирают базы серийных грузовых автомобилей. На них крепится механизм подъёма и фиксируется кузов.
Подъёмный механизм может включать механические и/или гидравлические узлы. Рабочая установка оснащена поднимающимся или опрокидывающимся бортом, может дополнительно комплектоваться тентом и уплотнителем бортов.
Гидравлический привод подъёмного механизма работает по нескольким схемам в зависимости от вида разгрузки.
Понимание технических характеристик и особенностей самосвалов поможет сделать правильный выбор техники для работ и выполнить их качественно в кратчайшие сроки.